Fonts glav 4

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Единая концепция наружной рекламы и праздничного оформления города


Требования к рекламе в период проведения Чемпионата мира по футболу-2018 и Кубка конфедераций-2017

Очень скоро городам России предстоит принять Кубок конфедераций-2017 и Чемпионат мира по футболу–2018. А значит, главная задача руководства городов, принимающих столь важные спортивные события мирового уровня – выработать единую концепцию наружной рекламы и праздничного оформления города к таким важным мероприятиям.

Именно с такой целью, мы попросили подробнее рассказать о сложных моментах в подготовке к подобным событиям, заместителя начальника управления рекламы «Городского центра размещения рекламы», Наталью Сергеевну Плошкину.

Необходимо, в первую очередь, сказать о проблемах правоприменения положений статьи 18 «Требования к рекламе, особенности ее размещения, распространения рекламы и осуществления торговой деятельности в период осуществления мероприятий» Федерального закона от 7 июня 2013 года №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон закрепляет за FIFA (Federation Internationale de Football Association) - международной федерации футбольных ассоциаций все имущественные права, связанные с осуществлением мероприятия, в том числе права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказания услуг в местах осуществления мероприятий (статья 17).

Основные требования к рекламе, обусловленные разработкой способов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности – символики Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, правообладателем которой является FIFA, а также прав коммерческих партнеров и контрагентов FIFA на использование символики, содержатся в части 1 статьи 18 Закона.

Согласно указанным требованиям в период за один месяц перед датой проведения соответствующего спортивного соревнования до наступления даты, следующей после даты финального матча, допускается размещение, распространение рекламы в местах осуществления мероприятий и на расстоянии, ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований, а также в воздушном пространстве над такими местами только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо получения от FIFA или уполномоченной организации FIFA письменного согласия на осуществление указанной деятельности.

К местам осуществления мероприятий согласно дефиниции, содержащейся в статье 2 Закона, относятся здание, строение, сооружение или участок местности, в пределах которых осуществляются мероприятия.

Таким образом, Закон допускает размещение, распространение рекламы в местах осуществления мероприятий, но только при условии заключения договора с FIFA или получения соответствующего разрешения от выше названных лиц.

По результатам объезда представителями Оргкомитета территории 2-ух километровой зоны вокруг стадиона Зенит-Арена в Санкт-Петербурге высветился целый ряд проблемных вопросов, которые требуют однозначного решения в период подготовки к проведению Кубка конфедераций 2017. В частности, позиция FIFA относительно критериев разграничения рекламы и информации, особенно размещаемой на внешних поверхностях зданий, строений и сооружений, в которых предприятия и организации осуществляют деятельность в сфере торговли и оказания сервисных услуг населению, а также на территории и в непосредственной близости от этих зданий, строений и сооружений.

Вопрос о критериях разграничения рекламы и информации, особенно распространяемой с использованием наружных средств территориального размещения, в законодательстве Российской Федерации полностью не урегулирован. В этой связи допускаются различные толкования со стороны как контролирующих органов, так и судебных инстанций по одному и тому же конкретному случаю. Вместе с тем в процессе практики правоприменения и на основании судебных решений определились общие критерии в квалификации распространяемой информации на предмет ее отнесения или не отнесения к рекламе.

Федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере рекламы от 13 марта 2006 года №38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), содержит определение рекламы как информации, распространяемой любым способом с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование интереса к нему и его продвижение на рынке. В соответствии с нормами Закона о рекламе его действие не распространяется на информацию, раскрытие и распространение либо доведение до сведений потребителей которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (статья 2). Так, не подпадают под понятие рекламы так называемые «обязательные» вывески в силу положений статьи 9 Федерального закона от 07.02.2002 №2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведений потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске в месте осуществления им своей деятельности.

Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 №37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» (далее – Информационное письмо), вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычаев делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске (пункт 18 Информационного письма). Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России), в полномочия которой входит, в том числе осуществление государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, с учетом положений статей 54 и 1225 ГК РФ (письмо от 16 марта г.№ АК/3512; письмо от 10.07. 2008 № АК/17218) разъясняет. Указание на здании в месте нахождения организации профиля (вида) ее деятельности, наименования (в том числе, не совпадающего с наименованием владельца организации) является обычаем делового оборота, служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама. Товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие организации в месте их нахождения, не должны также признаваться рекламой данных организаций. Закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. В этом случае, по мнению специалистов ФАС России, следует исходить из целевого назначения и обстоятельств размещения информации на здании. Так, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве информации вывески, размещенные перед каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.

Данная позиция ФАС России корреспондируется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 8 октября 2012 №58 – не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображение части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Таким образом, размещение на вывеске наименования или коммерческого обозначения, а также товарного знака организации или предприятия в месте его нахождения следует рассматривать как информацию для потребителя. В то же время, размещение на вывеске товарного знака, под которым реализуется отдельный товар среди прочих иных, реализуемых данной организацией, следует рассматривать как рекламу, поскольку реклама - это информация о конкретном товаре, который можно индивидуализировать среди однородной группы товаров. Если организация специализируется на реализации товаров под конкретных товарным знаком (например, автосалоны дилеров), то в этом случае его размещение на вывеске (что соответствует позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.05.2010 АК/15890 в отношении размещения товарного знака VOLVO), а также на конструкциях, флагах, световых табло, стелах и иных технических средствах стабильного территориального размещения, установленных на территории организации или в непосредственной близости от нее (Решение Президиума ФАС России от 05.02.2014), не подпадает под понятие «реклама». Иные сведения, размещенные на вывесках и иных технических средствах, в том числе на рекламных конструкциях, установленных на территории организаций или в непосредственной близости от нее, могут вызвать дополнительный интерес у потребителя к самой организации и реализуемым ею товарам (презентация - разделы автосалоны и торговые организации, конкуренты - спонсоры чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 года).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о квалификации указателей торговых организаций и сервисных предприятий. Легальное определение информационных указателей действующее законодательство Российской Федерации не содержит. Информационные указатели в силу их предназначения направлены на обеспечение участников дорожного движения сведениями о различных объектах притяжения по пути следования. Информация об объектах притяжения должна быть выполнена и размещена в соответствии с требованиями ГОСТов Р 52289-2004 и Р 52290-2004. Однако, если информация, включающая товарный знак организации, направление движения и расстояние до объекта, размещена вне установленных ГОСТами мест, например, на столбе уличного освещения, то ее следует квалифицировать как рекламу.

Специального рассмотрения требуют также вопросы размещения рекламы алкогольной продукции, а именно, содержание рекламы и места ее размещения.

Согласно части 5 статьи 18 Закона в период проведения спортивных соревнований на основании договора, заключенного с FIFA или уполномоченным лицом FIFA, допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации производителей вина, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также рекламы средств индивидуализации производимых ими товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой ими продукции или наименование производителя (юридического лица), если указанные производители являются коммерческими партнерами FIFA, контрагентами FIFA и размещение, распространение данной рекламы осуществляются в местах проведения мероприятий.

Таким образом, в период проведения соревнований в рекламе алкогольной продукции не допускается использование иных средств индивидуализации товаров и производителей, кроме указанных в Законе, а круг производителей алкогольной продукции, рекламирующих свою продукцию, ограничен коммерческими партнерами и контрагентами FIFA. Место распространения рекламы – места осуществления спортивных мероприятий. В этой связи необходимо определить территорию, на которой возможно размещения такой рекламы.

Довольно неоднозначной, с точки зрения толкования, является норма права, устанавливающая ограничение на осуществление торговой деятельности, согласно которой в дни проведения спортивных соревнований на территориях стадионов и в других местах осуществления мероприятий, а также в радиусе двух километров вокруг стадионов торговая деятельность может осуществляться только с официального письменного согласия FIFA или уполномоченных лиц FIFA. При этом не совсем понятно, относится ли данное ограничение только к мелкорозничной торговле, или оно распространяется на все торговые предприятия, в том числе крупные супермаркеты, реализующие как продовольственную, так и промышленную, а также иную продукцию.

Шаблоны Joomla 2015