Версия для слабовидящих
18 января 1943 года, 74 года назад в истории Ленинграда и всей страны произошло важное событие.
18 января 1943 года, 74 года назад в истории Ленинграда и всей страны произошло важное событие - День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
А 27 января Петербург традиционно отмечает День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (27 января).
Санкт-Петербург уже начали оформлять к 27 числу – размещаются социальные плакаты и стикеры в метро и на рекламных сити-форматах в городе, а с 24 числа на основных магистралях города начнут размещаться композиции и панно, некоторые из которых разместятся в городе всего на 1 день – 27 января. Среди них – знамена Победы, композиции, баннеры, флаги, панно различных размеров.
«Мы работаем только с официальными изображениями, которые нам предоставляет Музей обороны и блокады Ленинграда, - рассказывают в отделе дизайна «Городского центра размещения рекламы», - Думать над темами плаката мы стали уже давно, в приоритете были темы, которые ранее не затрагивались нами в процессе создания подобных плакатов. Было очень ценно отметить, что и в блокаду культурная и духовная жизнь в городе не останавливалась, искусство и культура жили и помогали выжить людям - сотрудники Музея подобрали для нас архивные фото именно по этим запросам».
В итоге, памятные плакаты включили в себя 3 серии:
«Искусство выжить» - серия посвящена той стороне жизни блокадного Ленинграда, о которой мы часто забываем. Изможденные, голодные люди, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки, вели экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы, и страстно, ярко рассказывали о картинах, веря в то, что настанет время, и они вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними. Фронтовые театры, на сколоченных второпях подмостках, между боями. Поэты, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек, их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.
«Ладога – дорога жизни» - серия плакатов о подвиге тех, кто в блокаду был здесь, на переправе, трудился ради жизни блокадного города, ради тех, кто верил в победу.
Blokada17 10
«Стук в сердце каждого» - в основу серии положен образ метронома, который навсегда теперь ассоциируется с блокадой. В блокадном Ленинграде, когда по радио не шли передачи — в радиоприёмнике работал метроном, его слышали все ленинградцы, радио было включено у всех. Быстрый темп (160-180 тактов в минуту) означал начало воздушной тревоги, медленный (50-55 тактов в минуту) — отбой тревоги. И так в течение всей войны – сеть была включена круглосуточно, что давало возможность населению и службам ориентироваться в обстановке и быть уверенными в работе сети.О метрономе писала первой блокадной зимой О. Берггольц в «Февральском дневнике»: «И тихо-тихо стало в Ленинграде, один, стуча, трудился метроном». В. Азаров в цикле «Сердце Ленинграда» не просто упоминает о метрономе, он пишет о том, как воспринималось неумолкающее радио.
Blokada17 3
Во тьме казалось: город пуст;Из громких рупоров — ни слова,Но неустанно бился пульс,Знакомый, мерный, вечно новый.То был не просто метроном,В часы тревоги учащенный,Но наше твердое «живем!».Не дремлет город осажденный.
Работа над сериями плакатов началась с 12 декабря, сотрудник ГЦРР Антонина Коломиец посетила Музей обороны и блокады Ленинграда и отобрала нужные фото из той подборки, что подготовили работники музея. Всего городу было предложено около 20 вариантов, из которых было выбрано 8.
Важно отметить, что в Музее нет электронного архива, а значит сотрудники вручную в самые короткие сроки подбирали фото, сами сканировали в нужном качестве и от парвляли в ГЦРР.
Blokada17 11
В адресной программе оформления города этого года – все памятные и мемориальные места, которые посещают петербуржцы в память о тех, кто защищал город, кто находился в Ленинграде в те тяжелые годы войны: 2-я линия В.О. у мемориальной доски Тани Савичевой, Пискаревское мемориальное кладбище и Пискарёвский проспект, пр. Ветеранов у мемориала «Рубеж», Приморское шоссе, 38 км у памятника «Сестра», Пулковское шоссе у памятника «Пулковский рубеж», Дальневосточный пр. у Невского мемориального кладбища «Журавли», Приморский мемориал на Санкт-Петербургском пр., Серафимовское мемориальное кладбище, Невский проспект и др., - всего 3890 элемента оформления.
Традиционно, в цветовой палитре оформления праздника используются символические цвета этого памятного дня – цвета блокадной ленточки, оливковый и зелёный. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зелёный — цвет жизни. Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников.
Напомним, что «Ленточка Ленинградской Победы» — это еще и акция по распространению символических ленточек, проходившая в 2009 и в 2014 годах, посвящённая празднованию годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Идея провести акцию возникла благодаря успеху в стране и в Санкт-Петербурге акции «Георгиевская ленточка».
О компании
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городской центр размещения рекламы» (СПб ГУП «ГЦРР») создано 26 мая 1992 года с целью сохранения культурного и исторического облика Санкт-Петербурга для создания и поддержания благоприятной и эстетичной городской среды совместно с органами государственной власти, предпринимателями и жителями города. Основные направления деятельности учреждения – упорядочение размещения наружной рекламы и праздничное оформление города к государственным и городским праздникам и событиям. Директор «ГЦРР» - Григорий Юрьевич Путинцев, советник губернатора Санкт-Петербурга по мотоспорту.